Субсидиарная ответственность главного бухгалтера в 2018 году зафиксирована в российской судебной практике посредством привлечения работника к ответу за его действия или бездействие при банкротстве организации.
Основания для возникновения
Если компания не может рассчитаться с кредиторами и вынуждена признать себя банкротом, по обязательствам предстоит отвечать субсидиарно контролирующим лицам. К таковым можно отнести не только учредителя, руководителя, директора, но и главбуха, инженера, управляющего — любое лицо, чьи решения оказывают влияние на деятельность компании.
Можно выделить три основные причины, по которым бухгалтер может быть привлечен к ответу.
- Отсутствие важных (в первую очередь первичных) ключевых документов бухучета.
- Отсутствие полной достоверной информации о сделках и движении средств, наличие ошибок в документообороте.
- Преднамеренное искажение информации с целью ухода от погашения задолженности, сокрытия доходов, вывода активов.
Важно: презумпция невиновности в этой ситуации не действует — доказывать свою непричастность к финансовому краху организации необходимо активно и грамотно, для чего целесообразно привлечь квалифицированных специалистов из «МосЮрКонсалта».
Риски
Случаев привлечения к субсидиарной ответственности главного бухгалтера судебная практика знает много — по долгам предприятия своим имуществом (а иногда и свободой) отвечают даже уже уволившиеся работники бухгалтерии. Закон гласит: привлечь к ответу могут всех контролирующих и заинтересованных по отношению к должнику-предприятию лиц, в том числе, освобожденных от обязанностей до момента начала процесса о банкротстве.
Главбух рискует:
- В рамках процедуры банкротства, если будут обнаружены ошибки (как преднамеренные, например, отражение операций, которые не осуществлялись, так и непреднамеренные) при оформлении документов или станет известно об отсутствии таковых документов, поскольку именно бухгалтер отвечает за их сохранность.
- В рамках налоговой проверки, если фирма не может расплатиться с налоговой службой, которая при этом обнаружила и доказала вывод активов предприятия (или участие в этом) на бухгалтера и/или его родственников.
Закон вводит столь жесткие нормы в связи с использованием недобросовестными предпринимателями теневых схем вывода активов (в том числе средств кредиторов), обеспечения имущественной безопасности и подведения компании к процедуре банкротства практически с нулевыми активами.
Защита и собственная безопасность
От субсидиарной ответственности главбуху можно уйти, если обратиться за профессиональной помощью и соблюдать ряд правил:
- Добросовестное исполнение своих обязанностей, включающее выполнение требований закона, ФНС, политики компании (в том числе порядка согласования сделок и внутреннего регламента с четким разграничением зон и отвечающих за них лиц).
- Полное и достоверное отражение каждой операции, отказ от участия в подозрительных схемах вывода активов, махинациях и прочих незаконных действиях руководства.
- Затребование от руководителя письменного подтверждения крупной сделки или сделки, надежность контрагента в которой вызывает сомнение.
- Сотрудничество с работниками налоговой службы и правоохранительными органами (в том числе в ходе процедуры признания фирмы банкротом — например, указание иных контролирующих должника лиц, причастных к сложившейся ситуации), своевременное предоставление требуемой информации и контроль над уплатой налогов.
- Ответственный подход к хранению всей документации.
- Грамотный выбор профессионального юриста: уйти от ответа и доказать собственную невиновность можно только благодаря правильно выстроенной линии защиты.
Аутсорсинг
Привлечь к субсидиарной ответственности бухгалтера на аутсорсинге сложнее. Дело в том, что закон не указывает четкий алгоритм действий в случае, если ведение бухучета передано на аутсорс. Однако в соответствии со сложившейся практикой разграничивается полный и частичный аутсорсинг, которые различаются степенью ответственности исполнителя.
При полном аутсорсинге исполнитель отвечает за:
- точное, своевременное и безошибочное выполнение функций;
- достоверное отражение фактов хозяйственной жизни предприятия;
- предоставление отчетности и документации в рамках проверок в контролирующие органы;
- сохранность документации.
В случае же процессингового (частичного) аутсорсинга в обязанности бухгалтерского работника чаще всего не входят аналитические функции, а значит, он не должен проверять правильность и точность оформления операций.
Важно: привлечь аутсорсера к ответу можно, если был правильно и грамотно составлен договор-основание для его работы.
Квалифицированные юристы из «МосЮрКонсалта» помогут четко обозначить в тексте договора функции, обязанности и ответственность, чтобы избежать любых разногласий.