КАК ПРОЙТИ ВЫЕЗДНУЮ НАЛОГОВУЮ ПРОВЕРКУ С МИНИМАЛЬНЫМИ ПОТЕРЯМИ


Любая компания старается избежать выездную налоговую проверку, устраняя причины, которые могут стать основаниями для ее проведения. Одной из таких причин является наличие недоимок, как свидетельства недобросовестного выполнения организацией своих налоговых обязательств.

Положения п. 2 ст. 11 НК РФ определяют недоимку как сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

В связи с этим у налогоплательщика зачастую возникает резонный вопрос о том, как можно снизить размер налоговой недоимки непосредственно до принятия налоговыми органами решения о проведении выездной налоговой проверки.

Наиболее целесообразными представляются два варианта разрешения ситуации.

Первый вариант касается снижения непосредственной суммы недоимки, уже образовавшейся на определенный момент времени. В таком случае пени и штраф будут начислены до момента уплаты недоимки, тем самым предоставляя налогоплательщику возможность погасить задолженность до проведения выездной налоговой проверки. У налоговых органов при таком раскладе уже не будет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за наличие недоимок по уплате налогов.

Второй вариант представляет собой уплату налогоплательщиков суммы налога в большем размере, чем это необходимо. Возврат излишне взысканного налога будет осуществляется после зачета этой суммы в счет недоимки. Так, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 г. № 1277-О, в случае образования у налогоплательщика переплаты по налогу на нее распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку уплата налога в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

В связи с этим статьями 78 и 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат излишне уплаченной либо взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность. Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного либо взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абзац второй п. 1 ст. 79 НК РФ).

Однако даже несмотря на применение налогоплательщиком всех возможных средств для устранения каких-либо пробелов, неточностей в части осуществления их налоговой обязанности, важно отметить, что на практике предприятию пережить выездную налоговую проверку без потерь практически невозможно. Это значит, что согласно статистическим данным, если выездная проверка началась, то ее результатом станет решение о привлечении к ответственности.

Именно это решение, которое принимается налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки, может стать основанием для начисления налогоплательщику штрафов.

В связи с этим возникает вопрос о возможности обжалования решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в части снижения назначенного штрафа.

Налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. После соблюдения данного досудебного порядка урегулирования спора налогоплательщик имеет право обратиться в суд для защиты его прав и законных интересов.

При обжаловании акта налоговой проверки в суд налогоплательщик вправе сразу приложить, либо предъявить суду в ходе судебного разбирательства документы, подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ). Кроме простых возражений на акт налоговой проверки, налогоплательщик имеет также право заявить о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность. Такое право можно реализовать и в том случае, когда налогоплательщик в целом согласен с фактом допущенного им правонарушения, но желает уменьшить размер определенного штрафа.

Согласно п.4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или тяготеющие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Так, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность установлен пунктом 1 статьи 112 НК РФ, а именно:

·      совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

·      совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

·      тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

·      иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Данный перечень является открытым, поскольку предусматривает возможность признать иные обстоятельства, смягчающими ответственность по усмотрению суда, или налогового органа.

Помимо названных выше, на практике смягчающими основаниями, которые могут повлечь за собой снижение размере штрафа, могут быть признаны следующие обстоятельства, подтвержденные актами судебной практики:

·      Незначительная просрочка (определение Верховного суда РФ от 15.08.2018 № 305-КГ18-11273, постановление АС Северо-Кавказского округа от 24.05.2017 № А32-29931/2015);

·      Признание вины и устранение ошибок (постановление АС Поволжского округа от 17.10.2018 № Ф06-38650/2018);

·      Благотворительная деятельность (постановление АС Московского округа от 18.04.2018 №№ Ф05-2087/2018, АС Западно-Сибирского округа от 23.08.2018 № Ф04-3583/2018);

·      Социальная направленность деятельности налогоплательщика (решение АС Волго-Вятского округа от 24.07.2017 № Ф01-6599/2017, постановление АС Северо-Кавказского округа от 16.06.2017 № А63-10702/2015);

·      Совершение налогового нарушения впервые (постановления АС Северо-Кавказского округа от 22.04.2019 № Ф08-2349/2019, Уральского округа от 04.12.2018 № Ф09-6911/2018);

·      Наличие постоянной переплаты по другим налогам (постановление АС Поволжского округа от 19.01.2018 № Ф06-28304/2017)

·      Тяжелое состояние здоровья (постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2012 № А48-3647/2011);

·      Несоразмерность деяния тяжести наказания (решение АС Волго-Вятского округа от 24.07.2017 № Ф01-6599/2017, постановление АС Поволжского округа от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. При этом размер штрафа может быть уменьшен и более чем в два раза на усмотрение суда в зависимости от обстоятельств дела.

notebookphone.png

Для компании последствия от выездной налоговой проверки могут быть достаточно серьезными и материально затратными, иногда даже критическими. Для минимизации негативных последствий, а также для снижения размера возможных убытков, рекомендуется на всех этапах деятельности организации пользоваться услугами квалифицированных юристов. При подаче документов в налоговую инспекцию, а также при представлении интересов организации в суде, важно обратиться за специальной юридической помощью, которую готовы предоставить эксперты нашего холдинга.

Оставьте свой номер телефона для получения бесплатной консультации. Наши эксперты свяжутся с вами в рабочее время.

Оставьте свой номер телефона для получения бесплатной консультации. Наши эксперты свяжутся с вами в рабочее время.

Оставьте свой номер телефона для получения бесплатной консультации. Наши эксперты свяжутся с вами в рабочее время.

г. Москва, Пресненская набережная д. 12 "Башня Федерация", метро "Деловой центр"